Телефон для справок:
8 (017) 345-48-93
Телефон горячей линии: 8 (017) 341-09-16
Russian Belarusian English

Школы здоровья на 2017 год

Школа пациентов с артериальной и венозной сосудистой патологией

График работы

Место проведения

Ответственный

2,4 четверг каждого месяца

  • чет. 14.00-15.00,
  • неч. 13.00-14.00
Актовый зал Врач-хирург Патапович Е.В.

 

ПЛАН занятий  в «Школе пациентов с артериальной и венозной сосудистой патологией»

по УЗ «22-я городская поликлиника» на 2017 год

пп

Тематика

Дата проведения

1

Факторы риска развития острой артериальной непроходимости. Оценка жизнеспособности конечности при острой ишемии, обусловленной эмболией или тромбозом. Классификация

12.01, 13.04, 3.07, 12.10

2

Клинические, лабораторные, инструментальные методы диагностики тромбозов и эмболий артерий конечностей. Клиническая картина. Способы временной и окончательной остановки кровотечения при травме магистральных сосудов. Лечение острой ишемии нижних конечностей.

26.01, 27.04, 27.07, 26.10

3

Этиология, патогенез, факторы риска хронических облитерирующих заболеваний артерий нижних конечностей.  Диагностика атеросклероза сосудов нижних конечностей (клиническая, лабораторная, рентгенологическая).  Клиника и тактика лечения облитерирующего атеросклероза сосудов нижних конечностей.  Стадии хронической артериальной недостаточности нижних конечностей по Фонтейну-Покровскому

09.02, 11.05, 10.08, 09.11

4

Факторы риска в развитии варикозной болезни. Патогенез. Меры профилактики. Профилактика варикозной болезни и варикотромбофлебита. Современное лечение варикозной болезни. Консервативное и оперативное лечение тромбофлебита поверхностных вен. Тромбоз глубоких вен нижних конечностей: факторы риска, способы профилактики у больных хирургического профиля.

23.02, 25.05, 24.08, 23.11

5

Тромбоз глубоких вен нижних конечностей. Клиника, диагностика. Консервативная терапия тромбозов глубоких вен нижних конечностей. Специфическая и неспецифическая профилактика тромбоэмбологенных осложнений у хирургических больных. Профилактика эмболии лёгочной артерии у больных хирургического профиля

09.03, 08.06, 14.09, 14.12

6

Классификация хронической венозной недостаточности. Формы, клиника посттромбофлебитической болезни

23.03, 22.06, 28.09, 28.12

Школа ревматологических заболеваний

График работы

Место проведения

Ответственный

1,3 четверг каждого месяца 14.00 – 15.00 Актовый зал Врач-терапевт Бондаренко Е.В.

 

ПЛАН
занятий в «Школе ревматологических заболеваний»
по УЗ «22-я городская поликлиника» на 2017 год

пп

Тематика

Дата проведения

1

Ревматоидный артрит: причины возникновения, методы диагностики

05.01, 02.03, 04.05, 06.07, 07.09, 02.11

2

Современные подходы к лечению, подбор базисной терапии ревматоидного артрита

19.01, 16.03, 18.05, 20.07, 21.09, 16.11

3

Осложнения ревматоидного артрита, причины возникновения, методы лечения

02.02, 06.04, 01.06, 03.08, 05.10, 07.12

4

Методы профилактики ревматологических заболеваний.

16.02, 20.04, 15.06, 17.08, 19.10, 21.12

Школа больных артериальной гипертензией

График работы

Место проведения

Ответственный

2,4 среда каждого месяца с 13.00 – 14.00 Актовый зал Врач функциональной диагностики Костюк Е.В.

 

ПЛАН

проведения занятий в «Школе больных артериальной гипертензией»

по УЗ «22-я городская поликлиника» на 2017 год

п/п

Тематика

Дата проведения

1

Теоретическая часть: повышенный уровень АД и возможности его коррекции. Практическая часть: правила измерения АД.

11.01, 14.06, 08.11

2

Теоретическая часть: Основные факторы риска при артериальной гипертензии.

Практическая часть: 1-й эта обучения ГРДТ; методика диафрагмального дыхания.

25.01, 28.06, 22.11

3

Теоретическая часть: медикаментозное лечение АГ. Практическая часть: ГРДТ, 2 этап обучения.

08.02, 12.07, 13.12

4

Теоретическая часть: Возможности сбалансированного питания при АГ.

Практическая часть: ГРДТ. Коррекция ошибок.

22.02, 26.07, 27.12

5

Теоретическая часть: Особенности питания при сочетании АГ с избыточной массой тела. Практическая часть: ГРДТ 3 этап.

15.03, 09.08

6

Теоретическая часть: Физическая активность и АГ. Практическая часть: коррекция ошибок 3 этапа.

22.03, 23.08

7

Теоретическая часть: Психоэмоциональное напряжение, стресс, наследственность и АГ.

Практическая часть: Построение программы самостоятельных физических тренировок.

12.04, 13.09

8

Теоретическая часть: Образ жизни и физическая активность лиц, страдающих АГ и ишемической болезнью сердца.

Практическая часть: Упражнения для самостоятельных физических тренировок.

26.04, 27.09

9

Теоретическая часть:  Немедикаментозные методы лечения АГ. Практическая часть: ГРДТ.

10.05, 11.10

10

Теоретическая часть: Качество жизни больных с АГ. Активный образ жизни – путь к долголетию.

Практическая часть: Обучение на закрепление ГРДТ. Ответы на вопросы.

24.05, 25.10

Школа больных бронхиальной астмой

График работы

Место проведения

Ответственный

1 , 3 среда каждого месяца с 13.00-14.00 Актовый зал Иглорефлексотерапевт Зеленая Л.М.

 

План
проведения занятий в «Школе больных бронхиальной астмой»
по УЗ «22-я городская поликлиника» на 2017г.

№ п/п

Тематика

Дата проведения

1

Занятие № 1:

Введение: значимость проблемы. Определение бронхиальной астм. Строение  дыхательных путей. Аллергические  и неаллергические причины бронхиальной астмы

04.01, 05.04, 5.07, 04.10

2

Занятие № 2:

Пикфлуометрия. Дневник пикфлуометрии

Обучение самоконтролю

18.01, 19.04, 19.07, 18.10

3

Занятие № 3:

Медикаментозное лечение:

- базисная терапия

- симптоматическая терапия

01.02, 03.05, 02.08, 01.11

4

Занятие № 4:

Обострение БА, причины, симптомы и лечение

Ночная астма, причины,  профилактическое лечение. Ознакомление с домашней обстановкой у больных БА

15.02, 17.05, 16.08, 15.11

5

Занятие № 5:

Немедикаментозные методы лечения и профилактика БА

01.03, 07.06, 06.09, 06.12

6

Занятие № 6:

Лечебное закаливание. Использование дома и в поликлинике

15.03, 21.06, 20.09, 20.12

Школа больных с хронической сердечной недостаточностью

График работы

Место проведения

Ответственный

1,3 вторник каждого месяца с 13.00-14.00

Актовый зал

Врач-терапевт Петрусевич А.В.

ПЛАН

занятий в «Школе больных хронической сердечной недостаточностью» по УЗ «22-я городская поликлиника» на 2017 год

п/п

Тематика

Дата проведения

1

- Нормальная анатомия и физиология   сердечно- сосудистой системы;

- Определение сердечной недостаточности;

- Механизм развития признаков и симптомов   при декомпенсации сердечной  недостаточности;

- Представления о борьбе с факторами риска   развития сердечно- сосудистых заболеваний.

03.01, 07.03, 02.05, 04.07, 05.09, 14.11

2

Определение пульса:

- Ограничение и повышение физической  активности;

- Когда необходимо вызвать лечащего врача на дом;

- Как поступить в экстренных ситуациях.

17.01, 21.03, 16.05, 18.07, 19.09, 21.11

3

- Рекомендации по питанию (ограничению) соли, жидкости, жиров, калорийности пищи;

- Контроль за массой тела;

- Применяемые лекарственные средства (эффекты, побочные действия, взаимодействие с другими лекарствами);

- Лечение сопутствующих заболеваний.

07.02, 04.04, 06.06, 01.08, 03.10,05.12

4

- Сохранение здоровья и первичная  профилактика;

- Психологические аспекты заболевания;

- Важность сотрудничества больного с  лечащим врачом.

21.02, 18.04, 20.06, 15.08, 17.10, 19.12

Школа болезней позвоночника

График работы

Место проведения

Ответственный

По четным четвергам каждого месяца 14.00-15.00 Кабинет №127 Врач-невролог Макаревич М.Л.

 

План
проведения занятий в «Школе болезней позвоночника»
по УЗ «22-я городская поликлиника» на 2017г.

№ п/п

Тематика

Дата проведения

1

Занятие № 1:

Теоретическая часть:

  • Остеохондроз. Что это такое
  • Синдромы проявлений остеохондроза в шейном отделе позвоночника.

Практическая часть:

  • Гимнастика для шейного отдела позвоночника.
  • Целенаправленная работа с мышцами шейного отдела позвоночника

12.01, 02.03, 04.05, 06.07, 14.09, 02.11

2

Занятие № 2:

Теоретическая часть:

  • Синдромы проявлений остеохондроза в грудном отделе позвоночника.
  • Синдромы проявлений остеохондроза в поясничном отделе позвоночника

Практическая часть:

  • Гимнастика для поясничного отдела позвоночника.
  • Целенаправленная работа с мышцами грудной клетки и грудного  отдела позвоночника

296.01, 16.03, 18.05, 20.07, 28.09, 16.11

3

Занятие № 3:

Теоретическая часть:

Профилактика вертеброгенных заболеваний нервной системы

а) программа «здоровая спина»

б) нормализация массы тела

Лечебная физкультура при остеохондрозе

Практическая часть:

Комплексы упражнений:

а) лежа на животе

б) лежа на спине

в) стоя на четвереньках

Комплексы на шейный отдел позвоночника

Комплексы на поясничный отдел позвоночника

02.02, 06.04, 08.06, 10.08, 12.10, 14.12

4

Занятие № 4:

Теоретическая часть:

Методы лечения вертеброгенных заболеваний нервной системы

а) лечение болевого синдрома

б) амбулаторное и стационарное лечение

в) хирургическое лечение

г) психотерапия

д) ортопедические методы

Практическая часть:

Постизометрическая релаксация различных мышечных групп

а) верхних шейных сегментов

б) косых мышц шеи

в) лестничных и грудино-ключично-сосцевидной мышц

16.02, 20.04, 22.06, 24.08, 26.10, 28.12

Школа здоровья третьего возраста

График работы

Место проведения

Ответственный

По средам

  • чет 14.00-15.00
  • неч. 13.00-14.00
Кабинет №319 Врач-гериатр Бандарина О.А.

 

План
проведения занятий в «Школы здоровья третьего возраста»
по УЗ «22-я городская поликлиника» на 2017 г.

№ п/п

Тематика

Дата проведения

1

Особенности лечения инфекций верхних дыхательных путей у лиц пожилого возраста

04.01, 01.03, 03.05, 05.07, 01.11

2

Профилактика гриппа

11.01, 15.03, 10.05, 12.07, 08.11

3

Питание пожилых людей и роль физической активности у лиц пожилого возраста

18.01, 22.03, 17.05, 19.07, 15.11

4

Заболевания сердечно-сосудистой системы у лиц пожилого возраста

25.01, 29.03, 24.05, 26.007, 22.11

5

Остеопороз и остеоартроз у лиц пожилого возраста

01.02, 05.04, 07.06, 04.10, 06.12

6

Особенности заболеваний органов кровообращения у лиц пожилого возраста

08.02, 12.04, 14.06, 11.10, 13.12

7

Церебральный атеросклероз и особенности мозговой недостаточности у лиц пожилого возраста

15.02, 19.04, 21.06, 18.10, 20.12

8

Особенности медицинского ухода и реабилитации в пожилом возрасте

22.02, 26.04, 28.06, 25.10, 27.12

 

Статьи

Особенности лечения инфекций верхних дыхательных путей у лиц пожилого возраста

Профилактика гриппа

Питание пожилых людей и роль физической активности у лиц пожилого возраста

Заболевания сердечно- сосудистой системы у лиц пожилого возраста

Остеопороз у лиц пожилого возраста

Особенности заболеваний органов кровообращения у лиц пожилого возраста

Целебральный атеросклероз и особенности мозговой недостаточности у лиц пожилого возраста

Особенности медицинского ухода и реабилитации в пожилом возрасте

Школа часто и длительно болеющих

График работы

Место проведения

Ответственный

2,4 четверг каждого месяца

  • чет. 14.00 – 15.00
  • неч. 13.00-14.00
Кабинет № 219 Физиотерапевт  Вечерская  В.Э.

 

План
проведения занятий в «Школе здорового образа жизни для больных ЧДБ»
по УЗ «22-я городская поликлиника» на 2017 г.

№ п/п

Тематика

Дата проведения

1

Меры профилактики гриппа, ОРВИ. Факторы риска заболеваний: переохлаждение, курение, алкоголь.

12.01, 09.03, 11.05, 13.07, 14.09, 09.11

2

Релаксационно-дыхательные упражнения – как профилактики простудных заболеваний.

26.01, 23.03, 25.05, 27.07, 28.09, 23.11

3

Роль физической активности в формировании здорового образа жизни. Гиподинамия и болезнь.

09.02, 13.04, 08.06, 10.08, 12.10, 14.12

4

Роль сбалансированного питания в формировании здорового образа жизни.

23.02, 27.04, 22.06, 24.08, 26.10, 28.12

Школа беременных: - матерей

График работы

Место проведения

Ответственный

По субботам

Начало в 9.00

4 этаж
Кабинет №407
Заведующая ж/к Антонович А.Э.

 

План  образовательных занятий для беременных в женской консультации в

УЗ «22-я городская поликлиника»

№ п\п

Мероприятия-темы

Время и место проведения

1.

Школа матерей- 1 , первый триместр беременности

Кабинет 407. 9.00-10.00. Каждая первая суббота месяца.

 

Ответственный: врач акушер - гинеколог по графику

1.1.

Анатомия и физиология жен пол органов.

 

1.2.           

Физиологические изменения в организме беременной

 

1.3.

Обращение в ж\к , плановое обследование беременных в ж\к

 

1.4.

Режим труда, отдыха, сна. Перевод беременной на легкий труд

 

1.5.

Гигиена и диета беременной.

 

1.6.

Инфекционные и паразитарные заболевания у беременных ( ИППП, краснуха, грипп, ОРВИ, токсоплазмоз…)

 

1.7.

Партнерство в родах

 

1.8.

Беседа врача- стоматолога

 

1.9.

Грудное вскармливание. Десять правил грудного вскармливания.

Занятия проводятся  1 и 3 среду 4 этаж 407 каб с14ч до 15 ч с последующим обсуждением и ответами на вопросы.

Ответственный врач акушер-гинеколог по графику

2.

Школа матерей- второй и третий триместр беременности

 

2.1.

Пренатальная диагностика

4 этаж каб №407, каждая 4 суббота месяца с 900 до 1000.

Ответственный-  врач акушер- гинеколог по графику, юрист- консульт поликлиники.

2.2.

Рациональное питание беременной во 2-ой половине беременности

 

2.3.

Школа беременной после 20 недель, гигиена половой жизни.

 

2.4.

Особенности последних 10 недель перед родами, антенатальная охрана плода.

 

2.5.

Инфекционные и паразитарные заболевания при беременности.

 

2.6.

Партнерство в родах.

 

2.7.

Юридические аспекты при беременности ( трудоустройство, льготы, поощрительное пособие, декретный отпуск…)

 

2.8.

Демонстрация видеофильма « От зачатия до рождения»

Суббота каб № 407 900-1000

3.

Психопрофилактическая подготовка к родам ( проводится с 28-30 нед).

 

3.1.

Анатомо-физиологические особенности 3-его триместра беременности.

Занятия проводятся в каб 407 каждый 1 и 4 понедельник месяца с 15ч до 16ч врачом акушер - гинекологом по графику.

3.2.

Гигиена питания

 

3.3.

Гигиена половой жизни.

 

3.4.

Требования к одежде, дородовый бандаж.

 

3.5.

Осложнения беременности во 2 –ой половине: гестозы, невынашивание, их профилактика.

 

3.6.

Роды - нормальный физиологический акт.

 

3.7.

Критерии доношенной беременности.

 

3.8.

Подготовка молочных желез к грудному вскармливанию.

 

3.9.

Антенатальное воспитание плода

 

4.

Накануне родов.

 4 этаж, 407 каб , каждый 1 и 4 понедельник месяца 1500-1600  врач акушер- гинеколог по графику.

4.1.

Предвестники родов, начало родовой деятельности.

 

4.2.

Подготовка беременной к поступлению в роддом ( необходимые документы, вещи и т.д)

 

4.3.

Предродовое отделение и родильный зал.

 

4.4.

Периоды родов и поведение беременной.

 

4.5.

Послеродовое отделение, особенности совместного пребывания матери и ребенка, уход за ребенком, тза молочными железами.

 

4.6.

Выписка из роддома.

 

4.7.

Послеродовый период: личная гигиена, кормление грудью, проф-ка мастита, половой покой.

 

4.8.

Подготовка жилища к возвращению из роддома ( кроватка, ванночка, белье для новорожденного)

 

4.9.

Контрольный осмотр в ж\к, оформление необходимых документов

 

4.10.

Грудное вскармливание в род доме и дома.

 

5.

Занятия в детской поликлинике.

Проводятся в а\з 22 дет. пол-ки 1и 3 среда каб № 5 1700-1800

5.1.

Анатомо- физиологические особенности новорожденного.

 

5.2.

Гигиена новорожденного

 

5.3.

Особенности ухода за ребенком, одежда, белье.

 

5.4.

Значение грудного вскармливания.

 

5.5.

Прогулки, купание ребенка.

 

5.6.

Практические навыки для матерей.

 

6.

Посещение городского лектория в Центре здоровья.

Ул.Я.Купалы,9-по приглашениям

Школа грудного вскармливания

График работы

Место проведения

Ответственный

1-я, 4-я среда.

Начало в 14.00

4 этаж
Кабинет №407
Врач-гинеколог Петрук Н.П.

 

К самому счастливому моменту в жизни женщины, без сомнения, относится тот, когда она впервые берет на руки своего малыша. Все волнения и трудности, связанные с беременностью и родами, уже позади. Девять долгих месяцев Вы ждали этого  счастливого момента. И вот теперь он с вами: Ваш ребенок, крошечный и беспомощный.

Осторожно и нерешительно Вы прикасаетесь к своему хрупкому созданию. Затем вы нежно гладите его и говорите ему первые слова. Каждая мама инстинктивно чувствует, что малышу необходим  звук ее голоса точно так же, как ее близость. Когда вы поглаживаете Вашего новорожденного, он бессознательно протягивает к вам ручки, стараясь схватить Ваши пальцы, и ротиком наощупь ищет Вашу грудь. Т очень важно с первого дня, еще в роддоме, как можно больше общаться с ребенком. Для счастливого развития ребенка Ваше присутствие так же важно, как здоровое питание и внимательный уход.

Чтобы понять, что же влияет на процесс грудного вскармливания, необходимо познакомиться как с естественной функцией организма вырабатывать грудное молоко, так и с техникой грудного вскармливания. Успех во многом будет зависеть от того, как ты будешь заботиться о своем организме, поддерживать и правильно понимать его.

Выработка грудного молока происходит благодаря сосательному рефлексу ребенка. При раздражении нервных окончаний соска импульсы поступают в головной мозг матери. Мозг получает послание импульсов и наступает освобождение  пролактина и окситоцина. ПРОЛАКТИН способствует выработке молока в верхней части груди.

Факторы, влияющие на выработку молока:

- частота прикладываний и длительность пребывания ребенка у груди;

- полноценное питание;

- употребление достаточного количества жидкости;

- правильное положение ребенка у груди.

Существует три вида молока, вырабатываемого на этой стадии:

МОЛОЗИВО - это то молоко, которое ребенок обычно получает в первые несколько дней после рождения. Это часто желтоватого или кремового цвета жидкость более прозрачная, чем последующее молоко. Молозиво необходимо для удовлетворения жизненной потребности твоего малыша в питательных веществах, находящихся в нем, наиболее богатых белками, витаминами, минералами и большими запасами антител для развития иммунной системы ребенка. Молозиво обычно вырабатывается в течение двух дней после родов.

Молоко, которое вырабатывается и следует сразу после молозива, называется ПРОМЕЖУТОЧНЫМ МОЛОКОМ. В этом молоке содержится больше калорий, чем в молозиве, и оно богато жирами, лактозой и водорастворимыми витаминами. Оно вырабатывается приблизительно в течение 2-х недель после родов.

НАТУРАЛЬНОЕ МОЛОКО - это то молоко, которое вырабатывается в конечном  счете, и именно его ребенок получает то долгое время, в течение которого ты решилась кормить своего ребенка грудью. Хотя на начальном этапе грудного вскармливания Вас может удивить небогатое количество вырабатываемого молока (на первый взгляд оно кажется водянистым), но пусть это вас не беспокоит, потому что Ваш малыш несмотря ни на что получает отличные питательные вещества именно из Вашего грудного молока. Педиатры заметили, что грудное молоко является оптимальным питанием на первых шести месяцах жизни!

Окситоцин способствует высвобождению молока и продвижению его вниз по молочным протокам, другими словами, поддерживает рефлекс, называемый «спусковым». Окситоцин стимулирует малые мышцы вокруг клеток, вырабатывающих грудное молоко, тем самым  заставляя их сокращаться. Такие сокращения способствуют выходу молока через  маленькие отверстия, расположенные ниже ареолы (околососковая область, наиболее, наиболее темная часть груди вокруг соска). Исходя из этого, можно легко понять, почему ребенка нужно прикладывать к околососковой области, а не только к одному соску, так как отток молока возможен лишь при сосании или массажировании ареолы. Правильное грудное кормление возможно лишь с помощью ребенка, который во время сосания массажирует своей верхней челюстью околососковую область, способствуя свободному выходу молока. При кормлении же из бутылочки ребенок использует только губы - так ему сосать намного легче, и поэтому, со временем становясь все ленивее, он может и вовсе отказаться от такой тяжелей работы, как сосание груди.

Окситоцин, вырабатываемый при кормлении, также способствует сокращению матки, восстанавливая, таким образом, ее дородовые размеры.

Факторы, которые могут повлиять на недостаточность выработки и отток молока:

- ребенок неправильно сосет;

- твоя обеспокоенность;

- недостаточность уверенности в том, что у тебя все получится;

- боль;

- стресс;

- общая усталость.

ЛУЧШИЙ ВИД ПИТАНИЯ В ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ- МАМИНО МОЛОКО.

 Грудное молоко легко усваивается и содержит все питательные вещества, необходимые младенцу. Дети, вскармливаемые грудью, реже подвержены простудам, отитам, расстройствам желудка, а у мамы легче протекает послеродовый период и в будущем реже развивается рак молочной железы и рак яичников…

Каждая женщина может успешно кормить ребенка грудью независимо от формы и размера груди и сосков. У одних это получается легко, другим нужны время и помощь. Во время беременности не требуется никакой подготовки сосков к кормлению, потому что только после родов сосок и околососковый кружок обладают способностью вытягиваться, что значительно облегчает прикладывание ребенка к груди. Начинать кормить грудью необходимо в первый час жизни после рождения ребенка.

После родов молозива в груди никогда не бывает много, но каждая его капля на вес золота. Оно обладает защитными свойствами против инфекции, предупреждает развитие аллергии. Это богатое белком и витаминами питание для Вашего ребенка. До кормления молозивом ребенок не должен получать никакой другой пищи  и питья.

КАК ЧАСТО НАДО КОРМИТЬ РЕБЕНКА?

 С первых часов жизни кормите ребенка днем и ночью и будьте готовы к тому, что ребенок будет сосать грудь часто (иногда до 20 раз в сутки). Частое кормление необходимо ребенку, потому что размеры желудка у него невелики, и он не может усвоить большое количество молока сразу. Кроме насыщения у ребенка есть психологическая потребность в сосании груди: ощущение близости мамы, что позволяет ему чувствовать себя в безопасности. Частое кормление ребенка грудью по требованию способствует быстрому пребыванию молока в груди.  К 4-6 неделям жизни ребенка устанавливается режим кормления. Помните: на первом месяце жизни ребенок должен питаться не реже 8 раз в сутки, т.е. интервал между кормлениями должен быть не более 3-4 часов днем и 6 часов ночью. Будите ребенка  нежными прикосновениями, если он просыпает это время. Не бойтесь, что частое сосание вызовет у Вас болезненные ощущения в груди и появление трещин сосков. Чтобы этого избежать, надо правильно прикладывать ребенка к груди.

КАК ПРАВИЛЬНО ПРИЛОЖИТЬ РЕБЕНКА К ГРУДИ?

Устройтесь поудобней. Держите грудь, придерживая ее рукой снизу. Ребенок у груди обязательно должен лежать на боку. Прижмите ребенка животиком к себе, слегка пощекотите соском у губки ребенка. Подождите, когда ребенок откроет широко ротик, высунет вперед язык, положит его на нижнюю губку. Затем поднесите младенца к груди а не тянитесь к нему. Ребенок должен ротиком захватить 2-5 см околососкового кружка: подбородок ребенка прижат к груди матери, нижняя губка вывернута наружу. Не бойтесь, если носик ребенка касается груди матери: ребенок может дышать через края крыльев носа.

КАК ДОЛГО РЕБЕНОК ДОЛЖЕН СОСАТЬ ГРУДЬ?

Общее правило: кормите ребенка, когда он хочет и так долго, сколько он этого хочет. Ребенок сам решит, когда будет достаточно, и либо отпустит грудь сам, либо уснет. Не отнимайте ребенка от груди, когда он отдыхает с соском во рту во время кормления. Длительность кормления не имеет принципиального значения, она зависит от характера Вашего ребенка: одному достаточно для насыщения 15-20 мин, другому- 40-45 мин. Старайтесь сделать так, чтобы малыш после кормления немного срыгнул ( воздухом). Для этого подержите его в вертикальном положении, немного наклоняя вперед, и в это время немножко похлопывайте его по спине. Желательно, чтобы ребенок за кормление высосал грудь до конца, т.к. перед каждым кормлением  молоко состоит из 2-х частей: в начале кормления идет жидкое молоко, а в конце кормления - концентрированное жидкое молоко.. Оба вида молока необходимы вашему малышу, т.к. с жидким молоком он получает все необходимое количество воды, витаминов, белка, микроэлементов и не нуждается в допаивании, а с жирным молоком он получает все элементы, необходимые для роста и развития.

НАДО ЛИ СЦЕЖИВАТЬ МОЛОКО ИЗ ГРУДИ ПОСЛЕ КОРМЛЕНИЯ РЕБЕНКА?

Если ребенок за одно кормление не высосал все молоко из груди, то в следующее кормление предложите ему эту же грудь, чтобы он получил жирное молоко, а затем переложите его ко второй груди и позвольте ему сосать столько, сколько он хочет. Следующее кормление начните со второй груди. При таком  кормлении сцеживание груди не требуется, т.к. ребенок сам регулирует количество вырабатываемого молока. Иногда при переполнении молоком груди можно сцедить небольшое количество жидкого молок для ощущения комфорта в груди.

КАК ЧАСТО НАДО МЫТЬ ГРУДЬ?

Мойте грудь один раз в день во время гигиенического душа.  Перед каждым кормлением сцедите несколько капель молока и смажьте ими сосок и околососковый кружок. После кормления сцедите несколько капель жирного молока, смажьте ими сосок и околососковый кружок, подержите грудь открытой 15-20 минут, чтобы соски обсохли. На коже околососкового кружка находятся маленькие железки, выделяющие жидкость, имеющую запах околоплодных вод. К этому запаху ребенок привык за 9 месяцев внутриутробной жизни, и он влечет  ребенка к Вашей груди. Именно поэтому смазывание сосков мазями, кремами нежелательно, т.к. ухудшает состояние кожи сосков.

ДОСТАТОЧНО ЛИ РЕБЕНОК ПОЛУЧАЕТ МОЛОКА?

Если у вас возникли сомнения, достаточно ли Ваш ребенок получает молока, то существуют два достоверных признака, указывающие на то, что в Вашей груди достаточно молока:

  1. Прибавка веса в первые 6 месяцев жизни не менее 125 гр в неделю;
  2. Ребенок мочится более 6 раз в день (при условии, что он не допаивается и не докармливается какой-то другой пищей).

 

ПРИ ГРУДНОМ ВСКАРМЛИВАНИИ ДАВАТЬ ВОДУ РЕБЕНКУ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ, А ВВЕДЕНИЕ ПРИКОРМА НАЧИНАЕТСЯ С 4-6-МЕСЯЧНОГО ВОЗРАСТА ПО СОГЛАСОВАНИЮ С ВРАЧОМ - ПЕДИАТРОМ.

 

КАК УВЕЛИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО МОЛОКА В ГРУДИ?

Если  в какой-то период времени в Вашей груди стало меньше молока, увеличьте число кормлений. Не отчаивайтесь и не спешите докармливать ребенка смесями, т.к. только частое кормление грудью способно восстановить необходимое количество молока для Вашего ребенка.

КАК ПРАВИЛЬНО КОРМИТЬ РЕБЕНКА СЦЕЖЕННЫМ МОЛОКОМ?

Если возникает необходимость кормить ребенка сцеженным молоком, ребенка следует кормить из чашечки или ложечки,- ни в коем случае!- не из бутылочки с соской, т.к. это вызовет «путаницу» сосков и может привести к  отказу о груди.

 

АЛЛЕРГИЯ В СЕМЬЕ

Если в семье есть заболевания аллергией (аллергия на пыльцу, астма, крапивница у Вас, отца ребенка, или у братьев или сестер), то ребенок не должен питаться ничем другим, кроме материнского молока, в первые шесть месяцев. Вам необходимо избегать особых продуктов питания, но обратитесь за советом к врачу, если Вы все же в чем-либо сомневаетесь. В общем же, чем позже вы включаете в питание ребенка твердую пищу (при условии, что он нормально растет и хорошо себя чувствует), тем лучше.

 

До какого возраста ребенок нуждается в материнском молоке?

Согласно рекомендациям ВОЗ\ЮНИСЕФ,  грудное молоко полностью удовлетворяет потребности ребенка в еде, как минимум, первые полгода. Молоко также удовлетворяет потребность в питье, поэтому малыш не нуждается в дополнительной жидкости, пока в его рацион не введена какая-то новая пища.

В международном документе ООН «План действий по осуществлению декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей», подписанном представителем нашей страны, поставлена цель «обеспечения кормления всеми женщинами своих детей только грудью в течение первых 4-6 месяцев жизни и продолжения кормления грудью, используя дополнительное питание, на втором году жизни».

Пищеварительная система младенца в первые 4 месяца не приспособлена для переработки какой- либо иной пищи, кроме грудного молока. Поэтому введение прикорма в этом возрасте вызывает отторжение его организмом, что выражается в аллергической реакции. Не вводите какой- либо прикорм в рацион ребенка в первые 4-6 месяцев! Во втором полугодии ориентируйтесь на состояние здоровья ребенка и свое. При возможности и обоюдном желании мамы и малыша кормление грудью - в сочетании с дополнительным питанием - может продолжаться до 1,5-2 лет.  Сам ребенок  отказывается от груди на третьем году жизни, когда активно заявляет о себе его «Я». Дальнейшее кормление грудью препятствовало бы нормальному развитию личности ребенка.

 

Школа психо – профилактической подготовки к родам

График работы

Место проведения

Ответственный

1-й, 4-й понедельник в 15.00 4 этаж
Кабинет №407
Врач-гинеколог Михович Н.А.


Основные периоды родов 
При первой беременности у вас обязательно возникнет вопрос: каким образом распознать начало родов?
ПРЕДВЕСТНИКИ РОДОВ
Есть признаки, по которым можно понять, что роды начались. И в большинстве случаев проходит не так уж мало времени, прежде чем ребенок появится на свет. Когда вы заметите хотя бы  один из следующих симптомов, имейте в виду- роды не за горами:
отхождение слизистой пробки;
излитие околоплодных вод;
начало регулярных схваток.

Отхождение слизистой пробки.
Слизистая пробка и оболочки защищают ребенка в матке от проникновения инфекции. В определенный момент эта пробка отходит. Это не означает, что вы обязательно родите в течение ближайших 24 часов. Иногда может пройти больше недели, прежде чем начнутся периодически повторяющиеся схватки, и вы поймете, что начались роды.
Однако при появлении ярко-красной крови или отхождении слизистой пробки раньше, чем за 2 недели до предполагаемого  срока родов, вам следует немедленно обратиться к врачу.

Отхождение вод
В матке из оболочек формируется тонкий мешок, в котором находятся ребенок и околоплодные воды. Околоплодные воды защищают ребенка от внешних воздействий. А плодный пузырь- от проникновения инфекции. Иногда плодный пузырь  разрывается еще до того, как вы почувствовали схватки или отошла слизистая пробка. У многих беременных это происходит ночью. Как же отличить околоплодные воды от мочи?
околоплодные воды бесцветны;
они имеют сладковатый, а не типичный аммиачный запах;
в околоплодных водах можно часто обнаружить беловатые хлопья.
Воды могут отойти либо до начала родов, либо в период раскрытия матки.  После отхода вод возрастает вероятность проникновения инфекции. Необходимо сразу ехать в роддом.

Что нужно делать, если женщина почувствовала, что начались роды?

Необходимо сообщить супругу, не думайте, что это не обязательно. Ему так же, как и вам, необходимо время для того, чтобы осознать, что скоро появится ребенок.
Как можно дольше не предпринимать никаких мер по облегчению схваток. Продолжайте заниматься обычными делами. Может быть, вам снова удастся заснуть, особенно ночью.
Если из-за возбуждения заснуть не удается, можно принять душ, съесть что- нибудь легкое, выпить теплого чаю. Нужно употреблять легко усваиваемую пищу, так как во время родов снижены все функции организма. При приеме тяжелей пищи может начаться рвота.
Старайтесь больше ходить, так как ходьба стимулирует схватки.
Когда вы почувствуете, что во время схватки не можете ходить и нормально разговаривать, а дыхание стало прерывистым, можно начать использовать дыхательные методы. При использовании методов дыхания слишком рано, вы можете быстро устать, и роды вам покажутся вечностью. Вдыхать нужно через нос, выдыхать через рот. Роды в целом, как и схватки, также имеют начало и конец.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД РОДОВ называется раскрытием. Под действием  схваток шейка матки укорачивается, сглаживается, зев матки раскрываются настолько, что практически перетекает во влагалище.
Раскрытие можно разделить на три периода: начальный, средний и переходный. 
Начальный период- шейка матки растягивается, и зев матки раскрывается примерно на 3-4 см. Схватки нерегулярны: какое-то время они следуют одна за другой примерно через 10 мин. Схватки еще не сильные, позднее они станут более регулярными и усилятся.
Средний период- зев матки открывается от 4 до 8 см, схватки становятся чаще и следуют одна за другой с интервалом в 3-5 мин. Продолжительность каждой схватки увеличивается до минуты, и примерно через  20 мин после начала  среднего периода схватки достигают максимальной интенсивности, которая держится до полминуты, чтобы потом пойти на спад и исчезнуть.
Переходный период- зев матки раскрывается полностью, примерно от 8 до 10 см. Схватки следуют через 1-2 мин, длятся около полутора мин и носят очень интенсивный характер, иногда с несколькими пиками за одну схватку.

ВТОРОЙ ПЕРИОД РОДОВ

Зев матки полностью раскрыт ( около10 см). Ребенок потугами изгоняется из матки. Потуги- это сокращение мышц брюшного пресса.
Прорезывание головки может вызвать острое жжение и боль. Во время этих последних схваток нужно внимательно следить за указанием акушерки. Она может попросить «выдохнуть» потугу или наоборот, осторожно потужиться. Напряжение  влагалища достигает наивысшего предела, и если начать неосторожно или несвоевременно тужиться, то ткани промежности могут порваться.
В течение нескольких минут головка ребенка как бы застывает при выходе. Но уже при следующей потуге появляется лобик, носик и подбородок новорожденного- вот уже родилась головка! Почти в тот же момент ребенок самопроизвольно поворачивает головку в сторону ( наружный поворот)- это вращение головки вызвано поворотом туловища. Акушерка проверяет, не обвита ли шея ребенка пуповиной. Обвитие пуповиной случается довольно часто, петлю можно легко снять и на самом деле это не так страшно, как кажется. Затем  рождаются плечики и остальная часть тела ребенка.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД РОДОВ - послеродовый- последняя часть родов- это рождение плаценты и оболочек. Матка внезапно становится меньше и сокращается. За счет этого плацента отделяется от внутренней стенки матки и рождается после нескольких  легких потуг. Это похожий на печень, мягкий орган темно- красного цвета со стороны, прикрепленной к матке, и сизоватого со стороны прикрепления оболочек.
Рождение плаценты всегда сопровождается большей или меньшей кровопотерей ( от 200 до 500 мл).

 

ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К 1-МУ ПЕРИОДА РОДОВ

Роль дыхательных упражнений при схватках 
активное облегчение схваток;
контроль над своим телом;
оптимальная концентрация кислорода в организме.
Роль регуляции дыхания:
Известно, что дыхание несколько учащается при быстрой ходьбе и замедляется во сне, в состоянии покоя. Чаще всего человек не обращает особого внимания на дыхание. Некоторые люди должны контролировать свое дыхание, например при пении, занятиях  спортом, йогой, при логопедических упражнениях. Дыхание обычно подстраивается под те требования, которые предъявляет ему тело. Известно, что большое  влияние на дыхание оказывают эмоции.
Например, при испуге происходит задержка дыхания или же, наоборот, оно становится учащенным, тяжелым- при гневе. При спокойном дыхании вы тоже чувствуете себя спокойно. Попробуйте, если вы чем-то обеспокоены, сознательно спокойно дышать. Этот принцип регуляции дыхания используется для облегчения схваток во время родов ( техника дыхания).
Боль и регуляция дыхания
Если вы боитесь боли или же схватки действительно причиняют боль, то напрягается все тело и дыхание становится прерывистым ( как при заикании).Это состояние требует больших энергетических затрат, быстро приходит усталость, боль становится сильнее и еще  сильнее напрягается тело. Получается замкнутый круг из страха и боли. Чаще всего, болевые ощущения во время схваток возникают не столько от боли, сколько в связи с потерей самоконтроля. Боль может быть настолько сильной, что приводит к состоянию шока ( паника «что же мне делать?»).
Использование методики дыхания не только снимает болевые ощущения, но и влияет на их разумное восприятие. Вы активно работаете с болью, не противостоите ей, не прячетесь от боли и не пытаетесь боль оттолкнуть. Применяя вместе с методами расслабления методику дыхания, вы сможете лучше переносить схватки. С помощью методики дыхания расслабление становится более полным. Однако это возможно, что во время родов вы спонтанно начнете применять свою собственную технику дыхания, независимо от того, обучались вы ей или нет. Самое главное, следовать своему телу.
На курсах по подготовке к родам обучают различным методикам дыхания. Важно уметь пользоваться, по крайней мере. Одним из методов. Если вы боитесь потерять самоконтроль, выберите тот метод, который вам больше подходит. Самое важное- несмотря на схватки- продолжать.

Первую стадию родовой деятельности условно подразделяют на три фазы, и каждая из фаз различается по силе, напряжению и чувствительности схваток.
Вне зависимости от того, на какой из фаз вы находитесь, последующие два упражнения вы можете  выполнять всегда:
В начале схваток необходимо выполнять так называемое «полное дыхание»; его еще называют «очищающее дыхание». Необходимо вдохнуть так глубоко, на сколько это возможно, а затем сделать полный выдох. Во время выдоха постарайтесь сконцентрироваться на том, чтобы расслабиться. Потом можно повторять «полное дыхание» в конце схваток. (Это упражнение помогает хорошо расслабиться и обеспечить достаточное поступление кислорода ребенку).
Во время схваток сконцентрируйте свое внимание на каком-либо предмете. Если можете- смотрите какую- нибудь маленькую картинку или игрушку. Если такой возможности нет,- выберите любую точку на стене, на которой можно сфокусировать свое внимание во время схваток. Сосредоточенное внимание отвлекает от болевых ощущений в матке. Для каждой фазы родовой деятельности выполняют определенные      упражнения на дыхание.
В 1-ю фазу необходимо ритмично и неглубоко дышать.
Во 2-ю фазу дыхание должно быть прерывистым, оно помогает во время сильных и более частых схваток.

1-я фаза- ранняя родовая деятельность. 
В это время в основном необходимо расслабиться и, оставаясь спокойной, сохранять силы для последующих более интенсивных схваток.

Ритмичное глубокое ( грудное) дыхание. 
1. Допустим, что продолжительность ваших схваток 30 сек.
2.Выполните  «полное дыхание», стараясь, расслабится на выдохе.
Сфокусируйте свое внимание на каком-то предмете.
Во время схваток медленно, глубоко и ритмично вдыхайте воздух через нос и выдыхайте его через рот. Практикуйте упражнения. Вы определите для себя наиболее подходящую частоту и глубину дыхания.
Сразу по окончании схваток снова перейдите к выполнению «полного дыхания».
Затем возвращайтесь к нормальному ритму дыхания.
Переходная фаза родовой деятельности
Наиболее напряженная фаза родовой деятельности, во время которой схватки повторяются часто и длятся до 9 сек. Для данной фазы необходимо использовать другой тип дыхания, способный помочь вам с паникой и болью.

Частое дыхание
Предположим, что схватки длятся 60 сек.
Выполните «полное дыхание» и постарайтесь полностью расслабиться.
Сконцентрируйте свое внимание на каком- либо предмете.
Сделайте короткий быстрый вдох через нос и короткий быстрый выдох через рот ( повторяйте в течение всей продолжительности схваток, замедляя или учащая дыхание в зависимости от интенсивности боли). Возможно, вам придется дышать чаще, в то время как схватка достигнет своего пика, зато по мере уменьшения боли дыхание можно немного замедлить.
По окончании схваток снова сделайте «полное дыхание» и постарайтесь как можно лучше расслабиться. Если вам более удобно и выдыхать, и вдыхать через рот, -пожалуйста. Единственным неудобством при этом может стать лишь слишком быстрое пересыхание полости рта. В любом случае, у вас еще есть время, чтобы попробовать различные виды дыхания и выбрать наиболее естественное и приемлемое для себя.
Применяя легкий массаж живота во время схваток, некоторые женщины ощущают облегчение. При этом используется такая техника как для массажа напряжения мышц, т.е. поглаживание. Такой метод массажа можно применять на всех стадиях родовой деятельности, но он наиболее эффективен во время данного, переходного периода.

Что можно делать при болезненных схватках:
при очень болезненных схватках в области поясницы нужно попытаться найти положение, в котором бы на спину не оказывалось давления. Например, нагибаясь вперед, опираясь на ладони и колени, облокотившись на стол, стул, в положении на боку, повиснув на шее у мужа.
Можно растирать поясницу кулаками или раскрытой ладонью.
Принять теплый душ, приложить горячую грелку ( горячее полотенце).
Массаж спины.
Сначала положите под поясницу руки. Затем двумя руками массируйте спину с обеих сторон от позвоночника, вверх и вниз, до основания копчика. Двумя руками крепко нажмите на копчик. Медленно, крепкими круговыми движениями массируйте спину вправо и влево от копчика, ягодицы. Массаж лучше всего выполнять, если женщина сядет на стул «наоборот», разведя ноги, опершись руками и головой на спину стула, подложив под них подушки.
Массаж женщина может выполнять сама, двумя руками, снизу, от лобка, вверх, по правой и левой стороне, но не круговыми движениями.
Массаж ног.
Проследите, чтобы у стоп был хороший упор. Массируйте круговыми движениями, начиная с внутренней поверхности бедер, переходя на внешнюю сторону коленей и затем, на лодыжки.

 

ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВО 2 И 3-М ПЕРИОДАХ РОДОВ.

В этот отрезок времени шейка матки полностью достигает своего раскрытия на 10 см, и к концу этой стадии рождается ребенок. Продолжительность времени  этой стадии будет зависеть от того, первые или повторные роды. Она может длиться от 15 мин до часа. Схватки будут каждые 1,5-2 или 3 мин с продолжительностью 60-90 сек.
В этот период появляются потуги и ощущения прохождения плода вниз через влагалище. Необходимо активное участие самой женщины в этой фазе родов.
Многие женщины отмечают, что когда они хорошо тужатся во время схваток, то они чувствуют облегчение и освобождение.
Головка плода опускается все ниже пока не появится своей макушкой в половой щели.
У некоторых женщин в этом периоде может появиться испуг и желание бороться со схватками вместо того, чтобы работать с ними. Для некоторых это нормально, но всегда помните, что роды совсем скоро закончатся, и думайте о ребенке, который через несколько минут родится.
По мере того, как растягивается промежность, может появится жжение или  острая сильная боль из-за растяжения в промежности. И снова нужно помнить, что это все нормальные ощущения и сигнал к тому, что в любой момент может родиться головка.
Вначале рождается головка, с а потом ребенок делает легкий внутренний поворот туловища, и следующие потуги должны быть совсем несильными, так как рождаются плечики с последующим рождением остальных частей тела.
Дыхание во время потуг
В момент, когда матка полностью раскроется и покажется головка ребенка, можно начинать тужиться. Однако здесь можно быть предельно осторожной и ожидать сигнала врача или акушерки, разрешающего тужиться. Дело в том, что может возникнуть желание начать тужиться раньше времени полного раскрытия матки. Потуги на данном этапе принесут не пользу, а разрывы. Дыхание во время потуг поможет управлять сокращениями матки во время выталкивания плода. В период между потугами можно отдыхать.
Предположим, что продолжительность схваток 60 сек.
Лягте на спину и поднимите согнутые в коленях ноги.
Выполните «полное дыхание».
Поднимите голову вверх, обопритесь об плечи, быстро и глубоко вдохните воздух. Задержите дыхание и наклоните голову на грудь, заставляя легкие как поршень давить на диафрагму. Понимая, что тужиться необходимо как бы внутрь себя и из себя, используйте всю свою энергию на то, чтобы правильно выталкивать ребенка наружу. В это же время постарайтесь расслабить мышцы дня таза. Тужьтесь таким образом на протяжении 15 сек. После этого быстро выдохните и вдохните воздух. Такой прием называется «поймать дыхание». При каждых потугах делайте 3-4 таких приема. Тренируя этот прием дома, сильно не тужьтесь- пока вы только тренируетесь!
По окончании схваток снова сделайте «полное дыхание».
Во время практических упражнений, выполняемых в домашних условиях, лягте на пол и положите пятки на сиденье стула. Подложите 2 подушки под плечи и наклоните голову, опустив подбородок на грудь. Это позволит вам представить свое положение на родильном столе.

Поверхностное дыхание 
Несколько раз во время потуг акушерка попросит вас больше не тужиться. Такое может произойти, когда вас перевозят из палаты в родильный зал или в тот момент, когда родилась головка. В таких случаях вам необходимо часто, легко и поверхностно дышать, чтобы вы не начали тужиться. Быстро вдыхайте и выдыхайте воздух через рот. Продолжайте дышать таким образом до тех пор, пока не закончатся схватки или вас снова не попросят тужиться.

ВАШ РЕБЕНОК РОЖДЕН!!!
Сейчас вы можете точно узнать, мальчик это или девочка.

3-й период родов
Существует еще один период после рождения ребенка. В это время матка начинает уменьшаться в размере, продолжая сокращаться.
В 3-ем периоде от стенки матки отделяется плацента и оболочки- выходит послед. Рождение последа происходит на протяжении 20 мин после рождения ребенка, и это потребует некоторых усилий- придется еще немного потужиться.
После родов вам очень захочется кушать или пить, вы также почувствуете холодную дрожь. Все это- нормальные явления.
В это время врач посмотрит промежность, проверяя наличие возможных разрывов, чтобы наложить необходимые швы. Если было произведено рассечение промежности, то за этим тоже последует наложение швов.
После родов, когда ваш организм приходит в норму, дома вы или в больнице, относитесь к себе с достаточным терпением. В первые недели вы можете ощущать усталость, так как ваш организм не только завершает процесс рождения ребенка, но и приспосабливается к его новым требованиям женщины как матери. Сейчас вам необходимо будет подниматься ночью для кормления. Кроме того, у ребенка могут быть колики в первые несколько недель. Все это- большие заботы, и, значит, вы будете затрачивать много физических и эмоциональных сил.  В продолжение дня постарайтесь уснуть или расслабиться, хотя бы на то время пока спит ребенок.
Если у вас есть старшие дети, это может быть трудно сделать, но все же вы  должны попытаться отдохнуть. Если вы безразличны к себе и не заботитесь о своем здоровье и благосостоянии, то в результате могут пострадать и вы, и ваша семья.

 

Дополнительная информация для скачивания:

Контакты

Где мы находимся?
220077, г. Минск, ул. Ташкентская, 5

Стол справок: 8 (017) 345-48-93
Вызов врача на дом: 8 (017) 341-26-45
Стол справок регистратуры стоматологии: 8 (017) 341-49-23

Телефон приемной: 8 (017) 340-91-46
Факс: 8 (017) 340-91-46

Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон платных услуг: 8 (017) 345-21-05; касса 8 (017) 345-35-93.